Минфин РФ выпустил разъяснения, в соответствии с которыми:
«государственный кадастровый учет сведений о годе постройки является основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости» в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона о кадастровой оценке.
В этой связи необходимо обратить внимание на два момента.
Во-первых, Минфин РФ (а вместе с ним и большинство бюджетных учреждений, проводящих кадастровую оценку) ошибается, поскольку в силу п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастровой оценке и п. 12.2 МУГКО основанием для применения ст. 16 Закона о кадастровой оценки служит только такое изменение ЕГРН, которое свидетельствует об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости. Пересмотр кадастровой стоимости в данном случае требуется для того, чтобы актуализировать значение кадастровой стоимости с учетом изменений, произошедших в экономическом основании налога на недвижимость.
При появлении в ЕГРН сведений о годе постройки объект недвижимости не претерпевает никаких изменений его количественных или качественных характеристик, неизменным остается и само экономическое основание налога. Появление таких сведений свидетельствует о том, что изначально утвержденная кадастровая стоимость была определена неточно и потому должна быть исправлена в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке, а не ст. 16 названного закона.
Применение в данной ситуации положений ст. 16 Закона о кадастровой оценке лишает налогоплательщика тех гарантий, которые связаны с действием во времени исправленного значения кадастровой стоимости. Например, если появление сведений о годе постройки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новое исправленное значение должно действовать только с 1 января следующего налогового периода (п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке), а не с момента внесения в ЕГРН сведений о годе постройки (п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке).
Подробнее об этой проблеме – см. Новые ≠ ранее отсутствовавшие: как неверное применение ст. 16 нарушает права налогоплательщиков.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что Минфин РФ, по существу, дает разъяснения по вопросам применения законодательства о государственной кадастровой оценке, что явно выходит за пределы его компетенции.
Частично это объясняется тем, что на сегодняшний день Росреестр РФ не наделен официальными полномочиями на предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о кадастровой оценке. В результате федеральные органы смежной компетенции частично пытаются заместить Росреестр РФ в этой области.
Чтобы этого избежать Росреестр РФ следует наделить соответствующими полномочиями. Дополнительно это позволит упорядочить разношерстную практику определения кадастровой стоимости в регионах, противоречащую принципу единства методологии определения кадастровой стоимости. Стимулирует сам Росреестр РФ более внимательно подходить к своим разъяснениям, которые на настоящий момент иногда прямо противоречат друг другу (см. Росреестр дал разъяснения по пробелам и дефектам ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке - пункт 6). А также даст налогоплательщикам и бюджетным учреждениям право полагаться на разъяснения Росреестра РФ при выборе своего варианта поведения.
Реквизиты разъяснения: Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-05-05-01/50619
Во-первых, Минфин РФ (а вместе с ним и большинство бюджетных учреждений, проводящих кадастровую оценку) ошибается, поскольку в силу п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастровой оценке и п. 12.2 МУГКО основанием для применения ст. 16 Закона о кадастровой оценки служит только такое изменение ЕГРН, которое свидетельствует об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости. Пересмотр кадастровой стоимости в данном случае требуется для того, чтобы актуализировать значение кадастровой стоимости с учетом изменений, произошедших в экономическом основании налога на недвижимость.
При появлении в ЕГРН сведений о годе постройки объект недвижимости не претерпевает никаких изменений его количественных или качественных характеристик, неизменным остается и само экономическое основание налога. Появление таких сведений свидетельствует о том, что изначально утвержденная кадастровая стоимость была определена неточно и потому должна быть исправлена в порядке ст. 21 Закона о кадастровой оценке, а не ст. 16 названного закона.
Применение в данной ситуации положений ст. 16 Закона о кадастровой оценке лишает налогоплательщика тех гарантий, которые связаны с действием во времени исправленного значения кадастровой стоимости. Например, если появление сведений о годе постройки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новое исправленное значение должно действовать только с 1 января следующего налогового периода (п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке), а не с момента внесения в ЕГРН сведений о годе постройки (п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке).
Подробнее об этой проблеме – см. Новые ≠ ранее отсутствовавшие: как неверное применение ст. 16 нарушает права налогоплательщиков.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что Минфин РФ, по существу, дает разъяснения по вопросам применения законодательства о государственной кадастровой оценке, что явно выходит за пределы его компетенции.
Частично это объясняется тем, что на сегодняшний день Росреестр РФ не наделен официальными полномочиями на предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о кадастровой оценке. В результате федеральные органы смежной компетенции частично пытаются заместить Росреестр РФ в этой области.
Чтобы этого избежать Росреестр РФ следует наделить соответствующими полномочиями. Дополнительно это позволит упорядочить разношерстную практику определения кадастровой стоимости в регионах, противоречащую принципу единства методологии определения кадастровой стоимости. Стимулирует сам Росреестр РФ более внимательно подходить к своим разъяснениям, которые на настоящий момент иногда прямо противоречат друг другу (см. Росреестр дал разъяснения по пробелам и дефектам ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке - пункт 6). А также даст налогоплательщикам и бюджетным учреждениям право полагаться на разъяснения Росреестра РФ при выборе своего варианта поведения.
Реквизиты разъяснения: Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-05-05-01/50619