ФНС дала разъяснения о том, как будут исчисляться налоги на недвижимость при изменении кадастровой стоимости вследствие исправления ошибки.
Налоговый кодекс РФ в этой части не содержит специальных норм, которые бы регулировали действие во времени исправленной кадастровой стоимости и отсылает к законодательству о государственной кадастровой оценке (ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.п. 3 и 5 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке правила о действии во времени отличаются в зависимости от того, по какому основанию была исправлена кадастровая стоимость, и как это исправление повлияло на её размер. Исправленная кадастровая стоимость применяется:
При этом дата начала применения кадастровой стоимости должна быть внесена в ЕГРН (п.п. 26, 28 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/024). С учетом этого ФНС предлагает решать вопрос о дате начала применения исправленной кадастровой стоимости для целей исчисления налогов исходя из имеющихся в ЕГРН сведений об этой дате.
Реквизиты разъяснения: Письмо ФНС от 14.09.2021 № БС-4-21/13025@
Это разъяснение ФНС важно в двух аспектах.
1 Оно однозначно подтверждает, что налоговые органы собираются руководствоваться нормами ст. 18 Закона о кадастровой оценке при определении правил о действии во времени кадастровой стоимости для целей исчисления налога, без оглядки на общие гарантии ст. 5 Налогового кодекса РФ, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Для налогоплательщиков это означает возможность доначисления недоимки по налогам на недвижимость за уже прошедшие налоговые периоды (пп. а) п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке) и повышение налогового бремени в середине налогового периода (п. 5 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке)
Неприменение гарантий, предусмотренных ст. 5 НК РФ, объясняется коллегами из ФНС тем, что эти гарантии распространяются только на нормативные акты уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, а в случаях, приведенных выше, подобных актов нет, поскольку значение кадастровой стоимости утверждается актом бюджетного учреждения.
Однако эта позиция ошибочна❌
Во-первых, в части утверждения конкретных индивидуальных значений кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующий акт уполномоченного органа субъекта РФ не является нормативным. Тем не менее гарантии ст. 5 Налогового кодекса РФ на такой акт распространяются, поскольку он порождает правовые последствия для налогоплательщика.
Во-вторых, для целей ст. 5 Налогового кодекса РФ не имеет значения, каким субъектом утверждено новое значение кадастровой стоимости: актом уполномоченного органа, актом бюджетного учреждения или актом кадастровой палаты. Все перечисленные акты имеют одинаковое правовое значение - они вводят в действие новое значение кадастровой стоимости, применяемой для расчета налога.
Предоставление гарантий ст. 5 Налогового кодекса РФ не может быть связано с тем, каким актом утверждается кадастровая стоимость, поскольку это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения. Например, если исправляется ошибка в изначально утвержденной кадастровой стоимости, то вносятся изменения в первоначальный акт уполномоченного органа. А если исправляется ошибка в кадастровой стоимости, пересчитанной бюджетным учреждением в связи с изменением характеристик объекта недвижимости, то принимается акт бюджетного учреждения. При этом правовое положение налогоплательщиков в обеих ситуациях является абсолютно одинаковым, потому не может отличаться и режим действия гарантий, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Возможно, позицию ФНС поправят арбитражные суды, и налогоплательщикам не придется доходить до Конституционного суда РФ для защиты своих прав.
2 Разъяснение ФНС свидетельствует о том, что налоговые органы будут слепо доверять сведениям ЕГРН о дате начала применения кадастровой стоимости, по крайней мере, в тех случаях, когда речь о кадастровой стоимости, измененной вследствие исправления ошибки.
Для налогоплательщиков это означает, что после исправления кадастровой стоимости им следует проверить, правильно ли в ЕГРН указана дата начала её применения, и инициировать исправление этой даты, если она внесена неправильно. В противном случае налогоплательщики принимают на себя риск возникновения спора с налоговым органом о том, с какого момента начала применяться исправленная кадастровая стоимость, для разрешения которого потребуется обращение в суд. Объяснения налогоплательщика о том, как должна применяться кадастровая стоимость, исходя из установленных правил, налоговые органы, вероятно, принимать в расчет не будут со ссылкой на комментируемое письмо и достоверность ЕГРН.
Оговоримся, что все сказанное не имеет отношения к вопросу о действии во времени для целей исчисления налогов кадастровой стоимости, приведенной в соответствие с рыночной в порядке ст. 22 или 22.1 Закона о кадастровой оценке. Для этого способа пересмотра кадастровой стоимости Налоговый кодекс РФ содержит специальные нормы о полной ретроспективе (ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ). Хотя эти нормы и нарушают как публичные, так и частные интересы в части, касающейся ст. 22.1 (подробнее см. Перечень дефектов регулирования установления кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22.1) – пункт 7), однако применяются налоговыми органами в соответствие с их буквальным смыслом.
Налоговый кодекс РФ в этой части не содержит специальных норм, которые бы регулировали действие во времени исправленной кадастровой стоимости и отсылает к законодательству о государственной кадастровой оценке (ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.п. 3 и 5 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке правила о действии во времени отличаются в зависимости от того, по какому основанию была исправлена кадастровая стоимость, и как это исправление повлияло на её размер. Исправленная кадастровая стоимость применяется:
- По правилам полной ретроспективы – то есть со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие: исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН послужившего основанием для такого изменения; исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона о кадастровой оценке, в сторону уменьшения кадастровой стоимости;
- Только на будущее время – то есть со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона о кадастровой оценке, в сторону ее увеличения.
При этом дата начала применения кадастровой стоимости должна быть внесена в ЕГРН (п.п. 26, 28 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/024). С учетом этого ФНС предлагает решать вопрос о дате начала применения исправленной кадастровой стоимости для целей исчисления налогов исходя из имеющихся в ЕГРН сведений об этой дате.
Реквизиты разъяснения: Письмо ФНС от 14.09.2021 № БС-4-21/13025@
Это разъяснение ФНС важно в двух аспектах.
1 Оно однозначно подтверждает, что налоговые органы собираются руководствоваться нормами ст. 18 Закона о кадастровой оценке при определении правил о действии во времени кадастровой стоимости для целей исчисления налога, без оглядки на общие гарантии ст. 5 Налогового кодекса РФ, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Для налогоплательщиков это означает возможность доначисления недоимки по налогам на недвижимость за уже прошедшие налоговые периоды (пп. а) п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке) и повышение налогового бремени в середине налогового периода (п. 5 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке)
Неприменение гарантий, предусмотренных ст. 5 НК РФ, объясняется коллегами из ФНС тем, что эти гарантии распространяются только на нормативные акты уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, а в случаях, приведенных выше, подобных актов нет, поскольку значение кадастровой стоимости утверждается актом бюджетного учреждения.
Однако эта позиция ошибочна❌
Во-первых, в части утверждения конкретных индивидуальных значений кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующий акт уполномоченного органа субъекта РФ не является нормативным. Тем не менее гарантии ст. 5 Налогового кодекса РФ на такой акт распространяются, поскольку он порождает правовые последствия для налогоплательщика.
Во-вторых, для целей ст. 5 Налогового кодекса РФ не имеет значения, каким субъектом утверждено новое значение кадастровой стоимости: актом уполномоченного органа, актом бюджетного учреждения или актом кадастровой палаты. Все перечисленные акты имеют одинаковое правовое значение - они вводят в действие новое значение кадастровой стоимости, применяемой для расчета налога.
Предоставление гарантий ст. 5 Налогового кодекса РФ не может быть связано с тем, каким актом утверждается кадастровая стоимость, поскольку это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения. Например, если исправляется ошибка в изначально утвержденной кадастровой стоимости, то вносятся изменения в первоначальный акт уполномоченного органа. А если исправляется ошибка в кадастровой стоимости, пересчитанной бюджетным учреждением в связи с изменением характеристик объекта недвижимости, то принимается акт бюджетного учреждения. При этом правовое положение налогоплательщиков в обеих ситуациях является абсолютно одинаковым, потому не может отличаться и режим действия гарантий, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Возможно, позицию ФНС поправят арбитражные суды, и налогоплательщикам не придется доходить до Конституционного суда РФ для защиты своих прав.
2 Разъяснение ФНС свидетельствует о том, что налоговые органы будут слепо доверять сведениям ЕГРН о дате начала применения кадастровой стоимости, по крайней мере, в тех случаях, когда речь о кадастровой стоимости, измененной вследствие исправления ошибки.
Для налогоплательщиков это означает, что после исправления кадастровой стоимости им следует проверить, правильно ли в ЕГРН указана дата начала её применения, и инициировать исправление этой даты, если она внесена неправильно. В противном случае налогоплательщики принимают на себя риск возникновения спора с налоговым органом о том, с какого момента начала применяться исправленная кадастровая стоимость, для разрешения которого потребуется обращение в суд. Объяснения налогоплательщика о том, как должна применяться кадастровая стоимость, исходя из установленных правил, налоговые органы, вероятно, принимать в расчет не будут со ссылкой на комментируемое письмо и достоверность ЕГРН.
Оговоримся, что все сказанное не имеет отношения к вопросу о действии во времени для целей исчисления налогов кадастровой стоимости, приведенной в соответствие с рыночной в порядке ст. 22 или 22.1 Закона о кадастровой оценке. Для этого способа пересмотра кадастровой стоимости Налоговый кодекс РФ содержит специальные нормы о полной ретроспективе (ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ). Хотя эти нормы и нарушают как публичные, так и частные интересы в части, касающейся ст. 22.1 (подробнее см. Перечень дефектов регулирования установления кадастровой стоимости в размере рыночной (ст. 22.1) – пункт 7), однако применяются налоговыми органами в соответствие с их буквальным смыслом.